Перейти к содержимому
Блог сайта Физя.рф
Блог сайта Физя.рф

Урок 17. Инерция. Взаимодействие тел. Инертность

Мяч лежит неподвижно, пока его никто не пнёт. Оторвавшееся от ветки яблоко, падает вниз, так как Земля его притягивает. Движущийся с выключенным мотором автомобиль останавливается из-за трения колёс о дорогу и сопротивления воздуха.

Во всех этих примерах изменение скорости тела происходит в результате действия на это тело других тел. В одних случаях для этого нужно непосредственное соприкосновение, как в случае с мячом и автомобилем. В других случаях непосредственного соприкосновения не требуется, как в случае с падающим яблоком.

Теперь посмотрим, что будет происходить, если уменьшить или исключить действие других тел.

Поместим шарик на наклонную поверхность.

Внизу на горизонтальной поверхности стола поместим песок. Отпустим шарик. Достигнув песка, шарик быстро останавливается.

Теперь уберём песок с гладкой поверхности стола.

Отпустим шарик. В этом случае он останавливается гораздо дольше. Это значит, что разные поверхности по-разному влияют на изменение скорости шарика. Чем более гладкая поверхность, тем медленнее останавливается шарик.

Теперь представим, что поверхность идеально гладкая и не оказывает сопротивление движению шарика, а так же его движению не препятствует ни сопротивление воздуха, ни другие тела.

При таких условиях шарик продолжал бы двигаться сколь угодно долго.

Если посмотреть вокруг, то мы увидим, что большая часть предметов не двигается. Например, на табуретке находится игрушка. Если табуретку быстро убрать, то игрушка упадёт на пол из-за того, что на неё подействовала наша планета. Она притянула игрушку к себе. Но точно также она притягивала игрушку, когда та находилась на табуретке.

Игрушка не двигалась, так как табуретка, тоже на неё действовала. Но если Земля притягивает игрушку, то табуретка наоборот отталкивает её. Это значит, что действие других тел на игрушку скомпенсировано. В таких случаях говорят, что тело, в данном случае игрушка, находится в состоянии покоя. В состоянии покоя тело тоже обладает скоростью. Но её значение равно нулю.

Во всех перечисленных примерах мы познакомились с физическим явлением под названием инерция. Его определение следующее. Инерция — это явление сохранения скорости телом, если на него не действуют другие тела или их действия скомпенсированы. Инерция присуща любому телу, каково бы оно ни было и где бы оно ни находилось.

Простыми словами, скорость любого тела сама по себе измениться не может. И чтобы скорость тела изменилась, всегда требуются действия со стороны других тел.

При этом, другие тела также подвергаются действию со стороны рассматриваемого тела.

Прикрепим к тележке упругую пластину, которая удерживается в согнутом состоянии с помощью нити.

Пережжём нить. Пластина резко распрямляется, но тележка остаётся на месте.

Теперь поставим рядом вторую такую же тележку.

Пережжём нить. В этом случае первая тележка поехала, так как на неё подействовала вторая тележка через пластину. Но и вторая тележка также поехала. Это означает, что действие одного тела на другое не может быть односторонним. Всегда происходит взаимодействие.

Стоит также отметить, что тележки разъехались с одинаковыми скоростями и приобрели эти скорости не мгновенно. Для этого потребовалось какое-то время. Они набирали скорости постепенно.

Это присуще любым телам. Для того, чтобы изменить скорость тела, требуется некоторое время.

Так мы подошли к понятию инертность. Его определение следующее. Инертность – это свойство тела, состоящее в том, что для изменения его скорости требуется некоторое время.

А теперь проделаем тот же опыт с тележками, но заранее поместим на одну из них груз.

Пережигаем нить. Тележка с грузом набирала скорость медленнее, чем тележка без груза. Получается, чтобы вторая тележка набрала такую же скорость, как первая тележка, её надо было бы разгонять дольше.

Следовательно, инертность у этих двух тележек разная. У тележки с грузом инертность больше, а у тележки без груза инертность меньше.

А это значит, что существует физическая величина, которая является мерой инертности. О ней мы поговорим в следующем уроке.

  • I. Введение в физику
    • Урок 1 . Физика – наука о природе
    • Урок 2. Научные методы изучения природы
    • Урок 3. Физические величины и единицы их измерения
    • Урок 4. Измерение физических величин. Цена деления шкалы измерительного прибора. Нониус
    • Урок 5. Вычисление и измерение площади фигур
    • Урок 6. Вычисление и измерение объемов тел
    • Урок 7. Точность измерений
    • Урок 8. Преобразование единиц измерения физических величин
    • Урок 9. Мега-, макро- и микромир
  • II. Строение вещества
    • Урок 10. Атомы и молекулы
    • Урок 11. Броуновское движение. Диффузия
    • Урок 12. Взаимодействие молекул. Смачивание и несмачивание
    • Урок 13. Агрегатные состояния вещества
  • III. Взаимодействие тел
    • Урок 14. Механическое движение. Скорость
    • Урок 15. Средняя скорость. Вычисление пути и времени движения
    • Урок 16. Координаты тела. График движения. График скорости
    • Урок 17. Инерция. Взаимодействие тел. Инертность
    • Урок 18. Масса тела. Единицы массы
    • Урок 19. Измерение массы тела на весах
    • Урок 20. Плотность. Единицы плотности
    • Урок 21. Сила. Единицы силы. Изображение сил
    • Урок 22. Сила тяжести
    • Урок 23. Сила упругости. Закон Гука
    • Урок 24. Измерение сил. Динамометр
    • Урок 25. Вес тела
    • Урок 26. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая
    • Урок 27. Сила трения. Коэффициент трения
    • Урок 28. Трение качения. Трение в жидкостях и газах
  • IV. Давление
    • Урок 29. Давление. Единицы давления
    • Урок 30. Методы увеличения и уменьшения давления
    • Урок 31. Давление газа
    • Урок 32. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля
    • Урок 33. Давление в жидкости и газе
    • Урок 34. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
    • Урок 35. Сообщающиеся сосуды
    • Урок 36. Атмосферное давление
    • Урок 37. Барометр-анероид
    • Урок 38. Атмосферное давление на разных высотах
    • Урок 39. Манометры
    • Урок 40. Жидкостный поршневой насос
    • Урок 41. Гидравлический пресс
    • Урок 42. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда
    • Урок 43. Плавание тел
    • Урок 44. Плавание судов
    • Урок 45. Воздухоплавание
  • V. Работа. Мощность. Энергия
    • Урок 46. Механическая работа
    • Урок 47. Мощность
    • Урок 48. Простые механизмы. Рычаг
    • Урок 49. Момент силы
    • Урок 50. Блоки
    • Урок 51. Золотое правило механики
    • Урок 52. Коэффициент полезного действия (КПД) механизма
    • Урок 53. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращения энергии
© 2025 Блог сайта Физя.рф