Перейти к содержимому
Блог сайта Физя.рф
Блог сайта Физя.рф

Урок 44. Плавание судов

 

На предыдущем уроке говорилось, что если плотность тела больше, чем плотность жидкости, то тело будет тонуть.

 

 

Корабли сделаны из стали. Её плотность 7 800 кг/м3. Плотность воды 1000 кг/м3.

Получается плотность стали почти в 8 раз больше плотности воды. Тем не менее, корабли плавают на поверхности.

Чтобы понять, как это происходит, проведём мысленный эксперимент. Возьмём однородный шар из- стали и бросим его в воду.

 

 

Поскольку плотность стали больше плотности воды, тело начнёт тонуть, пока не достигнет дна.

Поместим рядом кусок стали такого же размера и массы. Затем раздуем его, сохранив при этом массу.

 

 

Такое возможно, если внутри него образуется пустота. Заполним её воздухом.

Поскольку увеличился объём тела, увеличилась сила Архимеда. Но она пока ещё меньше силы тяжести, поэтому тело продолжает лежать на дне.

Если раздуть тело ещё больше, то сталь станет лишь тонкой сферической оболочкой.

 

 

Масса при этом останется прежней. Сила Архимеда станет больше силы тяжести и тело будет всплывать на поверхность, пока сила Архимеда не уравняется с силой тяжести из-за уменьшения погруженной части тела.

Теперь отрежем верхнюю половину тела, приделаем палубу и надстройку с трубой.

 

 

Получился корабль.

Получается, несмотря на то, что корпус корабля сделан из стали, поскольку внутри него воздух, то его средняя плотность получается меньше плотности воды.

Придадим нашему кораблику более реалистичный вид и рассмотрим некоторые его характеристики.

 

 

Нижняя часть корабля находится на некоторой глубине. Расстояние от неё до поверхности воды обозначим h. Называется оно осадкой судна. Его определение следующее.

Осадкой судна называется глубина, на которой располагается самая нижняя часть судна.

Если глубина водоёма меньше осадки судна, то судно сядет на мель.

В зависимости от веса груза на борту, осадка может меняться. Чем больше груза расположено на судне, тем ниже осадка. Если судно сильно перегрузить, оно утонет.

Однако недогруженность судна тоже опасна. В этом случае корабль слишком высоко высунут из воды, поэтому есть риск того, что он перевернётся.

Для того, чтобы соблюдать приемлемую нагруженность, на бортах кораблей наносится хорошо различимая полоса, которая называется ватерлинией. При полной загрузке судна, она должна находится на границе воды.

Отсюда следует её определение. Ватерлиния — это линия на корпусе судна, разделяющая его подводную и надводную части в случае полной загрузки судна.

На ватерлинии также наносится шкала, чтобы оценить осадку более точно.

Ещё одна важная характеристика судов — их водоизмещение.

Водоизмещение — это масса или вес воды, вытесняемый полностью загруженным судном. Чаще всего оно измеряется в тоннах.

Масса вытесненной воды равна массе судна с грузом, поэтому, зная водоизмещение, мы знаем массу судна с грузом.

 

 

  • I. Введение в физику
    • Урок 1 . Физика – наука о природе
    • Урок 2. Научные методы изучения природы
    • Урок 3. Физические величины и единицы их измерения
    • Урок 4. Измерение физических величин. Цена деления шкалы измерительного прибора. Нониус
    • Урок 5. Вычисление и измерение площади фигур
    • Урок 6. Вычисление и измерение объемов тел
    • Урок 7. Точность измерений
    • Урок 8. Преобразование единиц измерения физических величин
    • Урок 9. Мега-, макро- и микромир
  • II. Строение вещества
    • Урок 10. Атомы и молекулы
    • Урок 11. Броуновское движение. Диффузия
    • Урок 12. Взаимодействие молекул. Смачивание и несмачивание
    • Урок 13. Агрегатные состояния вещества
  • III. Взаимодействие тел
    • Урок 14. Механическое движение. Скорость
    • Урок 15. Средняя скорость. Вычисление пути и времени движения
    • Урок 16. Координаты тела. График движения. График скорости
    • Урок 17. Инерция. Взаимодействие тел. Инертность
    • Урок 18. Масса тела. Единицы массы
    • Урок 19. Измерение массы тела на весах
    • Урок 20. Плотность. Единицы плотности
    • Урок 21. Сила. Единицы силы. Изображение сил
    • Урок 22. Сила тяжести
    • Урок 23. Сила упругости. Закон Гука
    • Урок 24. Измерение сил. Динамометр
    • Урок 25. Вес тела
    • Урок 26. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая
    • Урок 27. Сила трения. Коэффициент трения
    • Урок 28. Трение качения. Трение в жидкостях и газах
  • IV. Давление
    • Урок 29. Давление. Единицы давления
    • Урок 30. Методы увеличения и уменьшения давления
    • Урок 31. Давление газа
    • Урок 32. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля
    • Урок 33. Давление в жидкости и газе
    • Урок 34. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
    • Урок 35. Сообщающиеся сосуды
    • Урок 36. Атмосферное давление
    • Урок 37. Барометр-анероид
    • Урок 38. Атмосферное давление на разных высотах
    • Урок 39. Манометры
    • Урок 40. Жидкостный поршневой насос
    • Урок 41. Гидравлический пресс
    • Урок 42. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда
    • Урок 43. Плавание тел
    • Урок 44. Плавание судов
    • Урок 45. Воздухоплавание
  • V. Работа. Мощность. Энергия
    • Урок 46. Механическая работа
    • Урок 47. Мощность
    • Урок 48. Простые механизмы. Рычаг
    • Урок 49. Момент силы
    • Урок 50. Блоки
    • Урок 51. Золотое правило механики
    • Урок 52. Коэффициент полезного действия (КПД) механизма
    • Урок 53. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращения энергии
© 2025 Блог сайта Физя.рф